Андрей Германович Шаталин (прозвище «Шатл»; 6 апреля 1960,
Красноярск) — советский и российский гитарист, аранжировщик, клавишник,
автор песен, создатель группы «Демокритов колодец», один из основателей
группы «Алиса».
Профессии
гитарист, клавишник, автор песен
Жанр
рок
Псевдоним
Шатл
Коллективы
Демокритов колодец,
Алиса
Биография
В 1981 году вместе с другими студентами Железнодорожного института создаёт
группу «Демокритов колодец».
«Демокритов колодец» был детищем приехавшего из Красноярска гитариста Андрея
Шаталина. Шаталин тогда учился в Ленинградском институте инженеров
железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) , жил в общежитии. Вспоминает Задерий:
«Шаталина я до того уже видел – он выступал в группе «Демокритов колодец»,
им самим созданной. И когда я узнал, что человек из Красноярска умудрился
создать здесь группу, написать для неё и тексты и музыку, и при этом у него
еще в группе грузин с Салтыковым, позже известным по другим проектам…
Шаталин был такой – Железный Дровосек – совершенно спокойный, очаровательный
мужчина. Он мне импонировал больше всех в этой группе – а они играли в стиле
«Бостон», довольно жестокую музыку. И было видно, что от Шаталина там
основная энергия и идет. Несмотря на то, что он сам по себе скромный и
спокойный…». В состав «Демокритова колодца» на момент знакомства со Славой
«Алисой» входили вокалисты Тимур Боджгуа и Виктор Салтыков, гитарист Андрей
Шаталин, басист Эдуард Иванов и барабанщик Владимир Трофимов (последний до
этого играл в «группе сопровождения» у Софии Ротару). Шаталин действительно
являлся стержнем группы, и «Демокритов колодец» развалился практически сразу
после работы Андрея с Задерием. Поэтому было бы неточно утверждать, что
новый состав Задерия сложился и музыкантов «Хрустального шара» и
«Демокритова колодца» - Задерий забрал к себе понравившегося ему Андрея
Шаталина и, кроме того, Павла Кондратенко, который познакомил его с
Шаталиным. Из «Хрустального шара» в новый коллектив влились Задерий и
барабанщик Михаил Нефёдов. Встал вопрос о репертуаре, но предоставим слово
Задерию: «Ситуация была такая: Шаталин любит «Бостон», «хард-рок», «Дип Пепл».
Паша Кондратенко – более мягкую музыку, я увлекался психоделическим сложными
штуками, поэтому вроде бы сначала произошла несостыковка, но потом я их
уговорил… С помощью алкоголя, места и аппаратуры: ребята, почему бы нам,
собственно, не сойти с ума, и не начать изначально с хаоса? Давайте не будем
задаваться вопросом «что мы будем играть?», а просто будем играть и
чувствовать гармонию того, кто играет дольше. То есть принцип был очень
простой, и постепенно мы составили «хаосную» программу – «Синтезатор
Сладострастия»…». (Отметим глубокий философский подход Задерия. Он вырос в
профессорской семье, и к формированию концепции вновь создаваемой группы
подошел с сугубо научной стороны. Как известно, любая космогоническая
структура начинается с состояния Хаоса. Это присуще началу любой мифологии.
Уже потом какая-нибудь птица гагара извлекает из Хаоса кусочек суши, и это
служит точкой отсчета Миросоздания.)
Работали с материалом на репетиционной базе в корабельном институте, где до
того короткое время базировался «Аквариум». А вскоре произошло и боевое
крещение нового коллектива – их попросили выступить на студенческих танцах.
Задерий: «Попросили нас сыграть для местной публики – на танцах для
студентов. Мы переоделись. Паша надел на голову банку, привязав ее
проводком, Шаталин – на голое тело – фрак, у меня была кепка лихая и
футболка с надписью «Эйр Франс»: короче, выглядели мы «цветно». Вышел
Терещенко, объявил, что выступает группа «АлисА». Мы выскочили на сцену с
криком: «Ха-а!», ударили по струнам, публика обернулась… и побежала. Бегом!
Вся! Не сговариваясь! Мы после третьего аккорда остановились, и мне пришлось
в микрофон кричать: «Ребята, стойте, мы, собственно говоря, ничего против
вас не имеем…». Я впервые такое видел - а ведь до этого много на концертах
играл. То ли мы принесли какую-то энергетическую волну, то ли что, но
ситуация была просто абсурдная. Остановились они метрах в десяти – стоят, на
нас поглядывают. Было такое ощущение, что Змей Горыныч выскочил на сцену,
поклацывая зубами и попыхивая огнем… Ну, вернулись они обратно, послушали
все, потом даже начали танцевать…» Вот такой дебют!
В 1983 году становится
гитаристом созданной
Святославом Задерием группы «Алиса». В 1985 году он на некоторое время
покидает группу после получения диплома железнодорожника и отъезда по
распределению в Прибалтику. В 1988 году во время записи альбома «Шестой
лесничий» Шаталин из-за конфликта с
Кинчевым вновь ненадолго оставляет группу.
Андрей Шаталин за свои "путешествия" за пределы "Алисы"
заработал прозвище "Шаттл", по ассоциации с амереканским
кораблем-разведчиком. В Первый раз он оставил "Алису", окончив
ЛИИЖТ и отправившить работать по распределению в Ригу. Во второй
раз он ушел из группы в конце 1988 года, на пару с Павлом
Кондратенко. Два "основоположника" в тот момент поссорились с
Кинчевым и заявили, что имеют больше прав на название "Алиса" и
логотип, чем оставшиеся в группе музыканты. Через год, правда,
Шаталин вернулся. О невозмутимости Шаталина в критических
жизненных ситуациях ходит немало баек. Например, как-то в 1989
году занесло "Алису" с концертами в Сибирь. Там Шаталин изрядно
"принял на грудь" - так, что умудрился сломать ногу. Произошло
это в городе Чите. В Обратный путь "Алиса"отправилась без
Шаталина, оставив его на исторической родине в городе
Красноярске - долечиваться. А надо сказать, что "Алисе"
предстояли гастроли во Франции. И вот, перед самым отлетом "франзуского"
самолета в международном аэропорту "Шереметьево-2" (Москва)
появился некто на костылях, в пыльных брюках и с недельной
щетиной. Таможенник ошалел и только сумел спросить: " А ты-то
куда?" - "В Париж, - лаконично ответил Шаталин, и полетел в
Париж вместе с остальными "алисовцами". Или, уже в 1995 году, на
гастролях в Воронеже, музыкантов за неимением лучшего места,
поселили в действующий пансионат для "сердечников" в ближнем
пригороде. Дивное место, Воронежское водохранилище, сосновый лес
на песчаномв высоком берегу - благодать! Конечно музыканты
расслабились... Рассказывали, что Шаталин посреди ночи, потеряв
свою дверь, грустно ходил по цепи балконов второго этажа, и
загляжывал в каждую палату, спрашивал: "Хотите, я вам фокус
покажу?"... История умалчивает, сколько случилось инфартов за ту
ночб в пансионате для сердечников.
Что касается возвращения Шаталина(летом 1989), то, соглансо
легенде, Шаталин позвонил Кинчеву и с ходу заявил: "Гони
молодого, я возвращаюсь". КИнчев парировал: "Возвращайся, играть
будуте вместе с Чумой". Так гитаристов стало двое...
<...>
(во время записи песни "Дятел") Кинчев: "А Шаттл сидел...
Я говорю - Шаталин, ты пиши гитару и не пей! На что он отвечает:
"Я в любом состоянии играю как Пако де Лусиа!" А когда дело до
игры дошло, он упал со стула.После этого мы его Пако и
зовем..." <...>
В конце 2003 года уходит из группы окончательно.
Данную ситуацию прояснил Константин Кинчев, прояснив ситуацию в
группе таким образом:
"То, что случилось, назревало уже достаточно давно. Подробно и
детально я обсуждать эту тему не хочу и не буду. Могу лишь
сказать о том, что Андрей и Миха объявили о своем уходе не
коллективу, а директору 28 ноября с.г. Собственно через Батогова
мы и узнали эту новость. Не буду скрывать, что 25 ноября после
концерта в Краснодаре между мной, Петей, Мишей и Шатлом,
состоялся достаточно жесткий, но как мне тогда казалось,
конструктивный разговор. Разъезжаясь по домам, мы по братски
обнялись и заверили друг-друга в братской любви... Поэтому
известие об уходе Миши и Шатла, через три дня(!), было
неожиданным. Шатлу, я позвонил, мы с ним хорошо поговорили...
Если передумает, мы всегда будем рады его возвращению.
В 2007 году вышел его сольный альбом
«8
Мелодий Для Электрического Пианино»
Информация взята
с http://ru.wikipedia.org |