...
В ноябре 1983 года из музыкантов ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА и
ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА во главе со Святославом "Алисой" Задерием собралась
новая группа. Свою кличку Слава сделал названием команды и, таким
образом, сразу связал новорожденную группу родственными узами со Страной
Чудес и Зазеркальем. За первый год своего существования АЛИСА стяжала
себе известность в стенах питерского рок-клуба и чуть-чуть за его
пределами, но, по воспоминаниям самих музыкантов, "настоящая жизнь"
началась только после того, как Задерий пригласил в группу москвича
Костю Кинчева, взамен Бори Борисова, прежнего вокалиста.
В феврале 85-го
состоялись первые репетиции в обновленном составе, а в марте того же
года АЛИСА стала лауреатом З-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, как
бы отметив свое второе рождение. 1985 год, принес АЛИСЕ еще одну
перемену. Гитарист Андрей Шаталин получил диплом железнодорожника и
уехал по распределению в Прибалтику, а группа осталась без гитариста. И
тут появился Петя Самойлов, который долгое время нигде не играл. Кроме
него на роль гитариста претендовал Андрей "Худой" Васильев. Слава
Задерий склонился к сторону Пети: Петя сочинял песни. а Худой - нет.
(Год спустя, после возвращения Шаталина, а главное - в связи с уходом
лидера и бас гитариста Славы Задерия в 1987 году, Петя
перешел на бас-гитару).
Свой первый альбом "Энергия"
АЛИСА сделала в жестком нововолновом ключе, насколько это было возможно
с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью... "Энергия" стала одной
из первых в русском роке пластинок, изданных государственной фирмой
грамзаписи "Мелодия". По официальным данным, тираж превысил 1 000 000
экземпляров.
В 1986
году АЛИСУ стало лихорадить - два лидера никак не уживались в одной
группе. "По ту сторону добра и зла" (программу, сыгранную на IV
фестивале ЛенРок - клуба) они сделали еще вместе, а осенью на одном из
концертов Задерий сказал остальным: "Подождите, я сейчас..." и исчез.
"Алисовцы" в спешном порядке нашли замену - басиста группы КИНО Игоря
Тихомирова, которому тут же, в гримерке, показали нужные аккорды.
Через некоторое время Слава все же
вернулся в группу, и так периодически то пропадал, то снова появлялся в
АЛИСЕ, пока в 1987
году не собрал новую команду НАТЕ! - название для которой, кстати,
придумал Кинчев.
Весной 1987
года АЛИСА приступила к работе над своим вторым альбомом - "БлокАда".
Альбом получился заметно тяжелее " Энергии" и гораздо более цельным и
продуманным, хотя записали "Алисовцы" его за три дня.
17 ноября 1987 года перед концертом группы в
ленинградском Дворце спорта "Юбилейный" произошел инцидент, который
вылился в долгий судебный процесс, традиционно называемый "делом
Кинчева". Милицейский кордон не пропускал Константина и его первую жену,
Анну Голубеву, и когда, наконец, Костя, взвинченный, вышел на сцену,
одну из песен ("Эй, ты, там, на том берегу") он посвятил: "иностранным
гостям, присутствующим в этом зале ментам и прочим гадам". Через
несколько дней в ленинградской газете "Смена" появилась публикация
24-летнего Виктора Кокосова, названная ""Алиса" с косой челкой" :
"Хайль, Гитлер, на том берегу", - прокричал в микрофон солист группы
К.Кинчев. Часть, зала застыли в недоумении уж не ослышались ли? Другая
часть, перед эстрадой, казалось, ничего не заметила и продолжала
раскачиваться из стороны в сторону в такт музыке".
Надо ли говорить, как воспринял
Константин обвинение в фашизме. АЛИСА подала на "Смену" в суд за
клевету. Разбирательство должно было состояться в начале 1988
года в зале Куйбышевского райнарсуда (г. Ленинград), но власти,
естественно, воспротивились суду над газетой. В то время это было
невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на квартире у директора
АЛИСЫ А.Тимошенко за, якобы, учиненный там пьяный дебош, а через три дня
- без всякого повода, в подъезде. Дело отложили до 23 марта, взяв с
АЛИСЫ подписку о невыезде. На следующий день группа уехала с концертами
в г. Псков. По возвращении Костю посадили на 7 суток, сославшись на
"убитого в Пскове милиционера", но потом вынуждены были отпустить - за
отсутствием состава преступления.
Незадолго до последнего заседания суда
(3 октября 1988 г.) газета опубликовала официальное
извинение перед музыкантами группы - буквально в несколько строк, после
чего АЛИСА решила прекратить дело.
Трудно сказать, то ли "утяжеление"
стиля, то ли неспокойная участь музыканта скандальной АЛИСЫ заставили по
завершении дела уйти из группы Андрея Шаталина и Павла Кондратенко.
Кондратенко создал собственную группу ЗАМОК 30 и записал несколько
альбомов, пока в 1990 году не продал свои клавиши и окончательно канул в
творческое небытие. В 1988 году АЛИСУ оставил еще один музыкант Саша
"Пончик" Журавлев, и весь следующий год с группой выступал саксофонист
ДДТ "дядя Миша" Чернов.
В начале года в АЛИСЕ появился новый
гитарист Игорь Чумычкин, игравший в московской группе 99% и
участвовавший в записи альбома Юры Наумова "Перекати - поле". По
рекомендации Юры Чума и оказался в АЛИСЕ вместе с клавишником из 99%)
Андреем Королевым.
В новом составе АЛИСА записала "Шестой
Лесничий" и параллельно, на одном дыхании, полуакустический-
полухулиганский альбом "206, ч.2", который практически сразу исчез и
нашелся только через несколько лет в городе Жиганске
(!). Летом 1989 года в АЛИСУ вернулся Андрей Шаталин.
Следующий альбом "Шабаш" решили сделать
концертным. Его сводили на студии ВПТО Видеофильм, и от концертного
варианта, записанного в Лужниках 28.10.90 года, остались, дай Бог,
ритм-секция и восторженные возгласы зрителей возле сцены, но атмосфера
концерта от этого не пропала, и "Шабаш" - самый "живой" альбом за всю
историю группы. На той же студии "Алисовцы" записали "Для тех , кто
свалился с Луны" - мистический, в духе бродячего балагана, "маленький,
забытый всеми Театр". Этот альбом стал последним выпущенным на виниле
все последующие издавались только на кассетах и CD. В 1992 году группа
впервые едет на гастроли в Израиль. "Черную Метку" АЛИСА отыграла как
реквием: 12 апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин покончил с
собой выбросившись из окна
квартиры в Москве. В альбом вошли три песни самого Игоря, одну из
которых Чума закончить уже не успел, и за него это сделал Кинчев. В
апреле 1994 года в Москве в ДК им. Горбунова состоялась презентация
"Черной Метки" и празднование 10-летнего юбилея группы.
Практически сразу после выхода "Черной
Метки", проехав мощным "Метка - туром" "по просторам необозримым, местам
сказочным заповедным" (по всей стране до самого Владивостока), АЛИСА
приступила к работе над новой программой "Джаз",которая была записана
осенью 1995 года.
В этом же году группа участвует в
концерте "Музыканты Храму Христа Спасителя", а все лето 1996 года дает
концерты по России вместе с другими известными музыкантами в туре
"Голосуй или проиграешь".
|
|