Авиакатастрофа под Ярославлем 7 сентября 2011 года — авиакатастрофа
международного чартерного рейса номер AKY-9633, перевозившего команду
хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) из Ярославля (Туношна) в Минск.
Чартерный рейс выполнялся авиакомпанией «Як Сервис»
на самолёте Як-42Д, регистрационный номер RA-42434. В 15:58:36, в
простых метеоусловиях, самолёт начал разбег на взлётно-посадочной полосе
ярославского аэропорта «Туношна». Во время разбега самолёт выкатился за
пределы взлётно-посадочной полосы, взлёт произвёл с грунта в 400 метрах
за её торцом. Полёт длился несколько секунд; самолёт набрал высоту не
более 5—6 метров, затем столкнулся с препятствиями, ударился о землю на
берегу реки Туношонки, недалеко от её впадения в Волгу, и разрушился.
Выжил один человек: инженер по авиационному и
радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Погибли 44 человека. В связи
с гибелью основного состава команда «Локомотив» (Ярославль) прекратила
выступления в высшей профессиональной лиге — Континентальной хоккейной лиге
(КХЛ) — в сезоне 2011—2012.
Официальное расследование катастрофы провёл Межгосударственный
авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названы
непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта,
сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто
из них нажимал тормозные педали, не представилось возможным, так как это не
регистрируется бортовыми самописцами. Расследование также выявило и ряд
способствовавших катастрофе факторов.
Обстоятельства катастрофы
Схема места падения самолёта
Самолёт выполнял взлёт с магнитным курсом 233° в простых
метеоусловиях (ветер северный 360° 3 м/с,
видимость 10 км, облачность
значительная слоисто-кучевая с высотой нижней границы
1 000 м, температура воздуха
+18 °C). Фактический отрыв
самолёта произошёл с поверхности грунта на удалении 400 метров от торца
взлётно-посадочной полосы (ВПП), за её пределами; максимальная высота,
которую набрал самолёт — 5—6 метров.
Самолёт столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ),
расположенной в 435 м от торца ВПП
и имеющей высоту около 3 м, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым
креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система
аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно
в 600 м от торца ВПП, а основная
часть фрагментов самолёта разбросана на расстоянии
800—900 м от торца ВПП.
Всего в самолёте находилось 45 человек: 37 пассажиров и 8
членов экипажа. 43 человека погибли сразу (39 человек от мгновенных
механических повреждений тела, 3 человека из-за утопления, 1 из-за
термических повреждений тела). Хоккеист Александр Галимов и инженер по
авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов были
госпитализированы. Оба после крушения самолёта оказались в реке. Хоккеиста
подобрали сотрудники отряда особого назначения УТ МВД России по СЗФО;
Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолёта и назвал свою
фамилию сотрудникам полиции. Позже Галимов скончался в НИИ им. Вишневского.
Сизова, который также в первые минуты после катастрофы был в сознании,
забрал автомобиль «скорой помощи».
Матч на Кубок открытия КХЛ, проходивший 7 сентября в Уфе
между командой-чемпионом «Салават Юлаев» и «Атлантом», занявшим в прошлом
году второе место, после получения информации о трагедии в Ярославле был
остановлен, а затем и отменён. 12 сентября эти же команды разыграли трофей
под новым названием — Кубок «Локомотива».
В ликвидации последствий катастрофы участвовали 44
единицы спецтехники и 103 человека, в том числе специалисты Главного
управления МЧС РФ. Все тела жертв катастрофы были найдены к утру 8 сентября.
У компании «Як-Сервис» имеется в наличии семь самолётов
(типов Як-40 и Як-42Д). Самолёт с бортовым номером RA-42434 совершил первый
полёт в 1993 году, имел общий налёт около 6500 ч (что в 2 раза меньше
назначенного ресурса в 12000 ч), принадлежал авиакомпании «Протон»
Космического центра имени Хруничева, у которого и был взят в лизинг
авиакомпанией «Як-Сервис». До «Як-Сервис» самолёт использовался также в
авиакомпаниях Орел Авиа (Универсал), Быково Авиа, Аэро Рент. Срок действия
сертификата лётной годности самолёта истекал 1 октября 2013 года. Самолёт
прошёл плановое техническое обслуживание 16 августа 2011 года в Казани.
Командир экипажа самолёта RA-42434 имел общий налёт 6954 ч, из них на
Як-42 1312 ч (в качестве командира 686 ч), второй пилот — общий налёт 13492
ч, из них на Як-42 - 613 ч.
Погибшие и пострадавшие
Состав команды на борту
На борту находился основной состав хоккейной команды
«Локомотив». Игроки направлялись в столицу Белоруссии, где на следующий день
была назначена игра с местным «Динамо» — первый матч «Локомотива» в сезоне
Континентальной хоккейной лиги.
Хоккеисты
Александр Галимов, после катастрофы госпитализированный в
крайне тяжёлом состоянии с ожогами, по разным данным, восьмидесяти или
девяноста процентов тела, умер 12 сентября.
При опознании тел погибших мать Сергея Остапчука была
близка к сердечному приступу. Некоторые СМИ распространили сообщение о её
смерти, но эта информация была опровергнута.
Юрий Урычев не мог сыграть в Минске из-за травмы и
дисквалификации, но тем не менее решил присоединиться к летевшей в Минск
команде, желая поддержать партнёров. Вместо Александра Калянина на матч
должен был лететь другой нападающий — Максим Зюзякин, но незадолго до рейса
выяснилось, что Калянин оправился от травмы, и Зюзякина решили не брать на
матч.
Тренерский штаб
Тренера вратарей Йорму Валтонена Брэд Маккриммон попросил
остаться в Ярославле и поработать с молодёжной командой «Локомотива». Таким
образом, Зюзякин и Валтонен избежали катастрофы.
Персонал
ФИО |
Возраст |
Должность |
Гражданство |
Судьба |
Юрий Бахвалов |
47 лет |
массажист |
Россия |
Погиб |
Александр Беляев |
48 лет |
массажист |
Россия |
Погиб |
Андрей Зимин |
49 лет |
врач |
Россия |
Погиб |
Евгений Куннов |
31 год |
массажист |
Россия |
Погиб |
Вячеслав Кузнецов |
27 лет |
массажист |
Россия |
Погиб |
Владимир Пискунов |
52 года |
администратор |
Россия |
Погиб |
Евгений Сидоров |
43 года |
методист |
Россия |
Погиб |
Экипаж самолёта
Экипаж состоял из восьми человек:
ФИО |
Должность |
Судьба |
Соломенцев Андрей Анатольевич |
КВС |
Погиб |
Жевелов Игорь Константинович |
Второй пилот |
Погиб |
Журавлёв Сергей Валерьевич |
Бортмеханик |
Погиб |
Сарматова Елена Александровна |
Бортпроводник |
Погибла |
Максумова Надежда Музафаровна |
Бортпроводник |
Погибла |
Шалина Елена Михайловна |
Бортпроводник |
Погибла |
Матюшкин Владимир Юрьевич |
Инженер по наземному обслуживанию планера и двигателей.
Находился в пассажирском салоне и членом экипажа не являлся. |
Погиб |
Сизов Александр Борисович |
Инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования.
Находился в пассажирском салоне и членом экипажа не являлся. |
Выжил |
Александр Сизов госпитализирован с ожогами 15 процентов
тела, переломами обоих бёдер, свода черепа, рёбер и повреждениями грудной
клетки[.
Первоначально его поместили в ярославскую больницу имени Соловьёва, главный
врач которой утром 8 сентября оценил состояние Сизова как стабильно тяжёлое.
В тот же день Сизова и второго выжившего — Александра Галимова перевезли в
Москву на самолёте МЧС России. Сизова поместили в реанимационное отделение
НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и ввели в медикаментозный сон,
чтобы он избежал шокового состояния. 12 сентября департамент здравоохранения
Москвы сообщил, что жизнь Сизова вне опасности и он был переведён из
реанимации в обычную палату института. Планируется, что Сизов получит
единовременную материальную помощь в размере 500 тысяч рублей.
|